Последнее время мне все чаще задают вопросы о том, как появилась система канбан. В одном из постов я описал как она работает (Концепция канбан), а здесь я опишу ее историю.

Истоки канбана идут еще из древних времен. Слово «канбан» — японское и состоит из двух иероглифов «кан» и «бан», что в переводе означает «сигнальная карточка». Основная роль этой карточки — визуализация некой информации. К примеру, в средневековой Японии, когда самурай решал приехать в какой-нибудь городок он искал место, где можно остановиться. С гостиницами в то время были проблемы, однако были уважаемые люди, которые считали за честь принять гостя. У них на пороге были специальные таблички. Если самурай заселялся туда, табличка менялась. Соответственно другой самурай уже видел, что в это дом можно не идти.

В дальнейшем подобная система использовалась в железнодорожном транспорте. Когда состав должен были пройти по одноколейной линии имеющей много разветвлений, инженер давал дежурному по станции «табличку» со специальным рисунком из дырок. Дежурный вставлял табличку в переключатель путей, позволяющий управлять стрелками, которые открывали необходимый путь на данном отрезке пути. Затем инженер передавал дежурному табличку для следующего отрезка пути. Таким образом, только один поезд может проходить по данному отрезку пути в данное время.

В 1953 году Таичи Оно начал применять систему, основанную на канбан карточках для совершенствования работы в механическом цехе. В то время канбан выглядел как карточка с информацией. Данная карточка передавал информацию по вертикальной и горизонтальной производственной иерархии как внутри самой Тойоты, так и в системе сотрудничества с партнерами.

Все, что мы делаем, это смотрим на временную прямую с момента, когда клиент оставляет нам заказ, до момента, когда мы забираем у клиента наличные. И мы сокращаем промежуток между этими моментами, убирая не приносящие ценность траты.
-Тайити Оно

Как она работала? Сам Таичи Оно описывал ее на примере супермаркета: Товары, приобретаемые потребителями, регистрируются в кассе. Карточки, содержащие информацию о виде и количестве проданного товара, направляются в отдел закупок. Используя эту информации, отдел снабжения быстро закупает новые товары вместо проданных. Соответственно на заводе у каждой детали есть свои потребители, которые при исчерпании у них запаса комплектующих дают (с определённым временным опережением) заявку — канбан своему поставщику. У поставщиков деталей свои канбаны, у тех свои и так до самого конца. Все это создает так называемую вытягивающую систему. Таким образом, мы получаем то что нужно, тогда когда это нужно, и не насыщаем систему излишними запасами.

Как канбан связан с ИТ? В 2005 году Девид Андерсон, заново открывший эту систему для разработки ПО, столкнулся с подобной системой в Японии. В раннем апреле, во время цветения вишни он решил пойти в Восточные Сады в Императорском Дворце в пригороде Токио. Вообще проведение пикников в этом саду довольно популярное занятие, и для предотвращения появления толпы, которая бы мешала людям, японцы придумали такую систему: когда вы входите вам дают карточку, когда выходите — карточку отдаете. Количество карточек ограниченное. Следовательно, только ограниченное количество людей может находиться в парке. Если карточки заканчиваются — больше людей не пускают.

Далее Девид Андерсон адаптировал данную систему для совершенствования процесса создания ПО. Весь процесс разработки он разбил на соответствующие этапы — получение требований, анализ, кодинг, тестирование и т.п. А соответствующую работу он представил в виде карточки, которая переходила с этапа на этап. Таким образом, он получил систему визуального контроля, где всегда видно на каком этапе находится работа, видно сколько этапов еще осталось и не зависли ли работы в неизвестности?

В дальнейшем Девид значительно модифицировал эту систему с тем, чтобы ее было легче внедрять. О ее модифицировал и о том, с чем столкнулся автор внедряя эту систему в других отделах, вы можете почитать в одной из следующих статей.

Читайте нас на FACEBOOK! ►►

 

 

 

Присоединяйся!

Double Day - самое интересное сообщество об управлении проектами, людьми и собой!